На пятой неделе курса Computer Science — CS50 (Harvard) мы изучили структуры данных и научились обращаться к элементам структур по их адресу. Чтобы выполнить домашнее задание (лабораторная работа 5 — inheritance.c), нужно разобраться в научном принципе наследования группы крови от родителей к детям. Задача: написать программу, которая запускает симуляцию семьи из трех поколений и присваивает каждому ее члену группу крови на основании группы крови родителей.
Как наследуется группа крови:
- есть всего три возможных формы гена (их называют «аллель» или строительный блок), определяющих тип группы крови — это A, B, и O;
- сама группа крови — это всегда два аллеля (всевозможные комбинации A, B, и O), например, AO, AA, OB и т.д.;
- группа крови «передается» от родителей к ребенку следующим образом: от каждого родителя случайным образом отбирается один аллель и затем они объединяются в новую пару — это и есть группа крови ребенка (например, у родителей было AO и OB -> у ребенка может быть AB, OO, OB или AO).
В нашем задании нужно каждому ребенку присвоить по два родителя, и так для трех поколений. То есть в младшем поколении есть ребенок, у него есть мама и папа. У мамы и папы тоже есть свои мамы и папы. Семья создается при помощи структуры. Нам предложен код программы, где пропущены функции для создания семьи и последующей очистке памяти.
Код программы (Игроглаз)
// Simulate genetic inheritance of blood type #include <stdbool.h> #include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <time.h> // Each person has two parents and two alleles typedef struct person { struct person *parents[2]; char alleles[2]; } person; const int GENERATIONS = 3; const int INDENT_LENGTH = 4; person *create_family(int generations); void print_family(person *p, int generation); int free_family(person *p); char random_allele(); int main(void) { // Seed random number generator srand(time(0)); // Create a new family with three generations person *p = create_family(GENERATIONS); // Print family tree of blood types print_family(p, 0); // Free memory free_family(p); } // Create a new individual with `generations` person *create_family(int generations) { // TODO: Allocate memory for new person person *p = malloc(sizeof(person)); if (p == NULL) { printf("Error: not enough memory\n"); return NULL; // ! should be return 1, but it doesn't work } // If there are still generations left to create if (generations > 1) { // Create two new parents for current person by recursively calling create_family person *parent0 = create_family(generations - 1); person *parent1 = create_family(generations - 1); // TODO: Set parent pointers for current person p->parents[0] = parent0; p->parents[1] = parent1; // TODO: Randomly assign current person's alleles based on the alleles of their parents if (rand() % 2) p->alleles[0] = p->parents[0]->alleles[0]; else p->alleles[0] = p->parents[0]->alleles[1]; if (rand() % 2) p->alleles[1] = p->parents[1]->alleles[0]; else p->alleles[1] = p->parents[1]->alleles[1]; } // If there are no generations left to create else { // TODO: Set parent pointers to NULL p->parents[0] = NULL; p->parents[1] = NULL; // TODO: Randomly assign alleles p->alleles[0] = random_allele(); p->alleles[1] = random_allele(); } // TODO: Return newly created person return p; } // Free `p` and all ancestors of `p`. int free_family(person *p) { // TODO: Handle base case if (p->parents[0] == NULL && p->parents[1] == NULL) { free(p); return 0; } // TODO: Free parents recursively if (p->parents[0] != NULL) free_family(p->parents[0]); if (p->parents[1] != NULL) free_family(p->parents[1]); // TODO: Free child free (p); return 0; } // Print each family member and their alleles. void print_family(person *p, int generation) { // Handle base case if (p == NULL) { return; } // Print indentation for (int i = 0; i < generation * INDENT_LENGTH; i++) { printf(" "); } // Print person if (generation == 0) { printf("Child (Generation %i): blood type %c%c\n", generation, p->alleles[0], p->alleles[1]); } else if (generation == 1) { printf("Parent (Generation %i): blood type %c%c\n", generation, p->alleles[0], p->alleles[1]); } else { for (int i = 0; i < generation - 2; i++) { printf("Great-"); } printf("Grandparent (Generation %i): blood type %c%c\n", generation, p->alleles[0], p->alleles[1]); } // Print parents of current generation print_family(p->parents[0], generation + 1); print_family(p->parents[1], generation + 1); } // Randomly chooses a blood type allele. char random_allele() { int r = rand() % 3; if (r == 0) { return 'A'; } else if (r == 1) { return 'B'; } else { return 'O'; } }
Код программы (Штукенция)
// Simulate genetic inheritance of blood type #include <stdbool.h> #include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <time.h> // Each person has two parents and two alleles typedef struct person { struct person *parents[2]; char alleles[2]; } person; const int GENERATIONS = 3; const int INDENT_LENGTH = 4; person *create_family(int generations); void print_family(person *p, int generation); void free_family(person *p); char random_allele(); int main(void) { // Seed random number generator srand(time(0)); // Create a new family with three generations person *p = create_family(GENERATIONS); // Print family tree of blood types print_family(p, 0); // Free memory free_family(p); } // Create a new individual with `generations` person *create_family(int generations) { // TODO: Allocate memory for new person person *new_person = malloc(sizeof(person)); // If there are still generations left to create if (generations > 1) { // Create two new parents for current person by recursively calling create_family person *parent0 = create_family(generations - 1); person *parent1 = create_family(generations - 1); // TODO: Set parent pointers for current person new_person->parents[0] = parent0; new_person->parents[1] = parent1; // TODO: Randomly assign current person's alleles based on the alleles of their parents new_person->alleles[0] = new_person->parents[0]->alleles[rand() % 2]; new_person->alleles[1] = new_person->parents[1]->alleles[rand() % 2]; } // If there are no generations left to create else { // TODO: Set parent pointers to NULL new_person->parents[0] = NULL; new_person->parents[1] = NULL; // TODO: Randomly assign alleles new_person->alleles[0] = random_allele(); new_person->alleles[1] = random_allele(); } // TODO: Return newly created person return new_person; } // Free `p` and all ancestors of `p`. void free_family(person *p) { // TODO: Handle base case if (p == NULL) { return; } // TODO: Free parents recursively free_family(p->parents[0]); free_family(p->parents[1]); // TODO: Free child free(p); } // Print each family member and their alleles. void print_family(person *p, int generation) { // Handle base case if (p == NULL) { return; } // Print indentation for (int i = 0; i < generation * INDENT_LENGTH; i++) { printf(" "); } // Print person if (generation == 0) { printf("Child (Generation %i): blood type %c%c\n", generation, p->alleles[0], p->alleles[1]); } else if (generation == 1) { printf("Parent (Generation %i): blood type %c%c\n", generation, p->alleles[0], p->alleles[1]); } else { for (int i = 0; i < generation - 2; i++) { printf("Great-"); } printf("Grandparent (Generation %i): blood type %c%c\n", generation, p->alleles[0], p->alleles[1]); } // Print parents of current generation print_family(p->parents[0], generation + 1); print_family(p->parents[1], generation + 1); } // Randomly chooses a blood type allele. char random_allele() { int r = rand() % 3; if (r == 0) { return 'A'; } else if (r == 1) { return 'B'; } else { return 'O'; } }